Союз единомышленников
Одна из самых обсуждаемых в профессиональном сообществе тем последнего месяца – инициатива по созданию «Союза Автосервисов»
Объединение уже заявило о себе, проведя онлайн-конференцию для независимых СТО на тему «Как выжить в кризис», но о самом Союзе пока известно очень мало. Мы попросили представить Союз и ответить на самые частые вопросы по его деятельности инициатора создания инициативной группы Александра Пахомова, основателя и владельца СТО «Дилижанс», г. Санкт-Петербург.
От редакции: интервью получилось значительным по объему – для удобства читателей мы разделили его на две части. Представляем вашему вниманию первую часть
Александр Пахомов: Союз пока еще только создается. И здесь я предлагаю собственный взгляд на профессиональное объединение, такое, каким его себе представляю, с учетом опыта как предшествующих ассоциаций, так и несостоявшихся проектов. Подчеркну: это только мой взгляд и допускаю, что и он не без ошибок. Каким на самом деле будет Союз – зависит от нас с вами, людей, которые его образуют.
«Новости автобизнеса»: расскажите, почему возникла такая идея – объединить независимые станции технического обслуживания автомобилей в «Союз Автосервисов»? В чем важность и актуальность этого для рынка?
Александр Пахомов: Идея профессионального объединения совсем не новая и вовсе не уникальна — сегодня в разных отраслях существует огромное количество профессиональных ассоциаций. Все они созданы на базе общих интересов предприятий родственной сферы деятельности. И в нашей отрасли, сколько помню, попытки создать ассоциацию возникали с завидным постоянством. Можно вспомнить МАПТО в 1990-е, НАПТО до 2004 года, АСА… Большинство этих инициатив не были поддержаны «снизу», самими автосервисами, прожили недолго и не были особо успешными. И сейчас есть еще несколько небольших объединений: у нас в Петербурге три года существует «Клуб руководителей НСТО», в московском регионе такой же Клуб действует на базе УЦ SMART — наверняка есть и другие, о которых я не знаю, извините, коллеги. Инициатива по созданию «Союза Автосервисов» — логическое развитие как ранее предпринимавшихся попыток, так и действующих региональных объединительных инициатив.
Объединение важно для рынка ровно настолько, насколько важно для его участников, для людей, руководителей СТО. В первую очередь для нас важно профессиональное общение внутри отрасли — хотим видеть и слышать коллег, понимать, как они решают задачи, с которыми сталкиваемся и мы сами. Чувствовать себя частью коллектива всегда приятней, чем брести в пустыне в одиночку, единство дает защищенность и уверенность. Стать площадкой для такого общения уже было бы достаточно, чтобы профессиональное объединение обрело ценность в глазах своих членов.
Нам важно оценивать себя, свои успехи и неудачи, важно видеть пути решения общих проблем. Любой человек хочет, чтобы его труд, его успехи оценили. А кто кроме коллег может оценить творческие находки по достоинству?

Все предприниматели хотят видеть свои компании современными, стабильными и успешными. Если цель каждого будет достигнута, то и отрасль в целом станет цивилизованной, открытой, удобной для потребителей. Помочь вырасти до хорошего уровня всем, от маленьких станций до федеральных сетей — одна из задач объединения.

Формирование отраслевой культуры – очень нужное нам всем дело
У нас также много общих проблем, которые могут быть решены только на уровне государства, а обращаться туда надо от имени всех участников отрасли. Этим надо заниматься, никто кроме нас этого не сделает.

Отдельно хочу отметить людей, сыгравших большую роль в осознании коллегами ценности профессионального общения, тех, чьими усилиями мы периодически собирались в одном месте в одно время. Это Роман Гуляев, Дмитрий Дубровский, Владимир Миненко, Павел Клюкин, Илья Дрозд и Александр Сосновский как доброжелательная компания febi , Дмитрий Даньшов, Александр Груздев, дружный коллектив «Автостат» и многие другие — извините, друзья, если кого-то не назвал. Неформальное общение «без галстуков», а я бы сказал даже, «без вывесок и брендов», позволило нам увидеть на этих встречах интересных людей, приятных собеседников, заинтересованных слушателей. Оказалось, что дружить гораздо продуктивней, чем соперничать.

— Что собой представляет инициативная группа Союза Автосервисов? Какие цели и задачи ставит перед собой? Какими средствами предполагается добиваться достижения этих целей?
— Инициативная группа представляет собой объединение руководителей сильных компаний, лидеров рынка обслуживания автомобилей. Хочу подчеркнуть: идея состоит в том, чтобы собрать именно лидеров-людей, а не вывески с известными брендами. В нашей отрасли достаточно много коллег, увлеченных одним делом, профессионально состоявшихся. И эти люди приглашены возглавить объединительную работу вовсе не потому, что за ними стоят крупные коммерческие структуры, наоборот – их компании стали такими, потому что их создали сильные личности. Объединение только тогда будет успешным, когда его создадут и поведут за собой успешные люди.

Очень важно собрать единомышленников. Условия для объединения созрели, и в первую очередь это осознали именно те, кто идет впереди. Осознали и сели за один стол для решения актуальных проблем отрасли. Обобщенно эти проблемы можно определить следующим образом:
  • Защитить интересы автосервисной отрасли на всех уровнях управления, включая государственный. Поверьте, там много работы;
  • Дать больше возможностей каждому участнику Союза для самореализации. Красивый и цивилизованный рынок – мечта каждого из нас;
  • Создать атмосферу для профессионального роста коллег – достойных и честных конкурентов;
  • Обеспечить профессиональное общение – то, что нас делает отраслью, единым организмом, способным к организованным действиям.
И, конечно, первая задача сегодняшнего дня – оформить наш Союз.
— В составе инициативной группы представители СТО разного размера, в том числе крупные федеральные сети. Как вы планируете организовать работу, чтобы интересы крупных игроков не доминировали над запросами небольших и средних станций?
— Если посмотреть на проблемы и задачи, которые ставит перед собой профессиональное сообщество, то очевидно, что они одинаково актуальны для компаний и предпринимателей любого размера, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей. Крупные компании тем и хороши, что они могут выступить локомотивом роста всех участников рынка, и федеральные сети – первые, кто заинтересован в цивилизации отрасли. Им и первая скрипка.
— Перейдем к практическим вопросам. Когда планируется оформление Союза? В какой организационно-правовой форе он будет создан? Как будет управляться и, что немаловажно, финансироваться?
— Союз планировал провести первую организационную встречу 19 марта, все предварительные переговоры к 10 марта были проведены, и если бы не эпидемия, скорее всего, процесс был бы уже завершен. Сейчас сроки сдвинулись, но мы планируем сдать документы в Министерство юстиции через неделю — другую и получить государственную регистрацию, как только это станет возможным. Профессиональное объединение создается в форме некоммерческого партнерства (НКО). Структура управления классическая для ассоциаций и союзов: общее собрание – правление – председатель правления – президент. Обязательно будет создана исполнительная дирекция, наняты штатные работники.
Финансироваться объединение будет посредством членских взносов, это основной источник финансирования общественных объединений. Мы не строим иллюзий, деньги нам никто не подарит. Кто платит, тот и заказывает музыку.
— Кто может войти в Союз? Каковы критерии отбора будущих членов? Кому может быть отказано во вступлении? В каком случае станцию могут исключить из Союза?
— В Союзе планируется выделить несколько уровней и типов участия. Уровни позволят всем желающим, независимо от размера СТО, быть членами сообщества , а типы предназначены для обеспечения участия в работе Союза представителям смежных отраслей – отраслевых СМИ, например. Однако до тех пор, пока мы не получим одобрение устава Минюстом, говорить о четкой структуре членства преждевременно, пока это только наши планы.
Критерий отбора простой: будущий участник должен выразить свое согласие с Уставом, основополагающими принципами и практически реализовывать их в своей повседневной работе. Примерно 15 простых и ясных общечеловеческих ценностей лежат в основе объединения. Они будут объявлены.
Мы полагаем, что на старте отказывать никому не придется. Однако нет и цели объединить абсолютно всех. Среди коллег вполне могут быть люди, которые не согласны с нашими ценностями. Их с нами не будет, они могут создать свое собственное профессиональное объединение. Я думаю, что наличие нескольких профессиональных объединений в отрасли пойдет ей только на пользу.
Правила исключения из Союза будут прописаны в Уставе и в Положении о членстве. Предусматривается стандартная для НКО процедура.

Еще раз хочу подчеркнуть: мы объединяем не бренды, сети и компании. Мы хотим видеть в наших рядах единомышленников, коллег, увлеченных своей работой, идеей лучшего в мире автосервиса
— Какие обязательства налагает на станции членство в Союзе и какие преимущества получат НСТО, вступившие в Союз?
— Как я уже говорил, Союз создается для того, чтобы решать общие проблемы, совместно расти и развиваться, быть лидерами, продвигать в жизнь лучшее, что есть в отрасли. Поэтому в Союзе надо будет работать. Это основное обязательство, плюс уплата членских взносов, что само собой разумеется.
Быть в лидерах отрасли – главное преимущество участников Союза
— Как вступить в Союз? Что нужно делать – кому отправлять заявление, какие документы предоставлять? Кто будет принимать решение о приеме или отказе?
— Сегодня, пока Союз еще не зарегистрирован, подавать заявления некому. Мы только собираем список всех желающих на сайте союзавтосервисов.рф. После официальной регистрации мы обратимся к коллегам с манифестом, в котором подробно изложим наше видение как Союза, так и отрасли в целом. Все, кто посчитает себя единомышленниками, войдут в Союз.
Подчеркну: все вступят в единую организацию. Если возникнет необходимость, коллеги в своих субъектах федерации создадут представительства или филиалы. Добро пожаловать!
— «Новости автобизнеса»: Что Союз сможет начать делать сразу же после создания?
— Александр Пахомов: Не стоит рассматривать Союз как коммерческое предприятие. У нас нет цели выдавать «на-гора» каждый день какую-то продукцию и продавать кому-то. Когда завершится процесс регистрации объединения, члены Союза на общем собрании заявят первоочередные задачи, создадут рабочие группы, обеспечат взносами финансирование – и только потом начнется продуктивная работа. Сейчас идет организационный этап, которым занимается инициативная группа – и, поверьте, работы хватает. Все мы люди активные, инициативные, лидеры — каждый в своей компании, — все знаем, как поступать правильно, и не всегда наши мнения совпадают. Сверить часы, настроиться на единый лад, согласовать позиции – большое и трудное дело.
— Сейчас кризис и помощь коллег может быть особенно полезна – получится это организовать?
— Кризис наступил очень быстро и больно ударил по всем. Отраслевые проблемы обострились тут же на ровном месте. Все без исключения коллеги оказались заложниками решений Правительства и местной власти. Пришлось отложить текущие дела и перестроиться в русло решения общих задач. Инициативная группа взяла на себя ответственность говорить от лица предпринимателей отрасли — как оказалось, больше некому. После первого письма в Правительство России, подписанного только инициативной группой, и в результате активности в СМИ наших коллег, появилось распоряжение Премьера о возможности автосервисам работать во время режима самоизоляции. После проведенной нами конференции стало понятно, что разрозненные голоса уже слились в хор, который ждет своего дирижера. 1864 СТО подписали письмо в Правительство страны, текст которого был предложен Союзом. Представители Инициативной группы выступили в СМИ и на различных форумах с согласованной позицией. За три дня отрасль объединилась перед общей бедой. Быстро набрала обороты акция в поддержку врачей. Вся эта активность прошла на едином выдохе, все работали как единый механизм. Это показательно.
Общая беда сплотила инициативную группу еще сильнее, позволила нам чувствовать друг друга лучше. Мы сейчас с уверенностью можем сказать, что мы – коллектив единомышленников
Хотел бы еще раз сказать коллегам, что большую роль в решении отраслевых задач могут сыграть территориальные объединения. Клуб Руководителей НСТО Санкт-Петербурга за несколько лет работы сформировался как авторитетное объединение, известное в городе. Клуб имеет поддержку на уровне городских органов, координирующих малый бизнес. Поэтому просьбы, обращенные к Губернатору, были услышаны – начиная с 4 апреля 2020 года все СТО города работают на законных основаниях. Надеемся на открытие розницы запчастей. Я считаю необходимым организовать представительства Союза в субъектах федерации для полноценного диалога с властью. Поверьте, опыт говорит, что это необходимо.

— Какие проблемы НСТО вы считаете самыми острыми в настоящее время? Как планируете приступить к решению этих проблем?
— Самая острая проблема отрасли – это отсутствие доверия между коллегами. Если мы все перестанем считать соседей конкурентами и начнем сотрудничать, то все остальные проблемы будут решены. Только участие в общих делах может решить проблему доверительного взаимодействия внутри отрасли.
— Как планируется выстраивать взаимодействие с государственными органами и другими общественными объединениями? Будет ли у Союза право законодательной инициативы?
— С государственными органами давно пора начинать диалог: нас там ждут, и есть достаточное количество нерешенных задач. Профессиональные объединения работодателей обладают правом законодательной инициативы, и это прописано в Уставе Союза.
— Как Союз планирует сотрудничать с другими участниками автомобильного рынка – автопроизводителями, производителями запчастей и оборудования, дистрибуторскими компаниями и так далее?
— Мы планируем дружить, причем не «против» кого-то, а дружить «ЗА». Я убежден, что у всех участников автомобильного рынка есть много общих интересов, и это нас объединяет. По меньшей мере, у нас у всех один клиент – владелец автомобиля, и все мы работаем для него. У нас единый рынок труда. Мы все заинтересованы в высоком качестве подготовки наших сотрудников. Есть еще множество общих проблем меньшего масштаба, которые можно решить только при взаимном уважении и доверии друг к другу.
Мы должны помнить, что в любой войне выигрывает не победитель или побежденный. Выигрывает тот, кто продает патроны. Поэтому пусть в жизни автобизнеса будет доверие и мир. Тогда мы все будем уверены в нашем будущем и в том, что не выбрасываем заработанные деньги на ветер.

Напомню, что ничто человеческое нам не чуждо. Цицерон много веков назад выяснил, что худой мир лучше доброй ссоры. Давайте дружить. Давайте искать общие интересы, давайте искать компромиссы.
— Как вам видится стратегия Союза по взаимодействию с образовательными учреждениями – не секрет, что кадровая проблема одна из самых острых в отрасли.
— О кадрах можно говорить бесконечно. Еще десять лет назад я даже не подозревал, в какой страшной ситуации с дефицитом квалифицированных сотрудников окажется отрасль. Поэтому профильные учебные заведения сейчас нужны нам, как никогда раньше – именно они могут помочь нам с кадрами. Эта работа обязательно должна вестись не только на федеральном, но в первую очередь на региональном уровне – именно там эпицентр этой деятельности. Есть хороший опыт Петербурга, эффективно работает РАСТО в Подмосковье — надо развивать сотрудничество с образовательными учреждениями. Тем более, что видов этого сотрудничества огромное множество, начиная от кружковой работы с детьми и до повышения квалификации действующих механиков.

Формирование отрасли нельзя будет считать законченным, если мы не создадим свой Совет по Профессиональным Квалификациям. Это краеугольный камень профессиональной подготовки кадров.
— На какую поддержку Союза могут рассчитывать члены организации?
— Союз – это профессиональное объединение. Все основные задачи его деятельности (не только перечисленные) будут записаны в уставе, они очевидны. Однако, что члены Союза решат, то они в первую очередь и будут делать. За них никто этим заниматься не станет, на блюдечке с голубой каемочкой никто готовых решений не принесет — берем и делаем. Мой опыт говорит, что коллег, готовых оказать Союзу поддержку, вполне достаточно.
В некотором смысле помощь коллегам внутри Союза – это подвижничество. Мы знаем многих ярких представителей отрасли, которые готовы поделиться своими наработками, и я уважаю тех из них, кто свою образованность релизует как помощь и ликбез для начинающих предпринимателей отрасли. Многие из них распространяют свой опыт и знания на бескорыстной основе. Моя благодарность и уважение всем им.
— В последнее время на рынке периодически возникает тема лицензирования СТО. Будет ли Союз поддерживать это? Будет ли заявлять, что только члены Союза – «настоящие» СТО, а те, кто не вступил – «поддельные»?
— Лицензирование – инструмент государственного регулирования рынка, причем количественного, а не качественного. Никакая отрасль от ручного управления не становится цивилизованней, скорее наоборот, увязает в коррупции. Лицензия — это скрытый налог на высокорентабельный вид деятельности, например, торговля алкоголем или пушниной. Я не понимаю, зачем это нам нужно. Во-первых, наш бизнес нельзя отнести к высокорентабельным. У нас нет лишних денег, чтобы оплачивать содержание бездельников – чиновников. Во-вторых, не вижу никаких преимуществ в замене рыночного механизма регулирования отрасли плановым. Если только для помощи тем игрокам, которые хотят, но не могут выиграть соревнование честно… Уверен, это не наш случай.

НКО не имеют права подменять своими регламентами никакие функции государства. Конечно, для стимулирования предпринимателей Союз может выдавать своим членам отличительные знаки. Они будут настолько же влиятельными на рынке, насколько авторитетным будет сам Союз — не менее и не более того.
Еще раз отмечу: пусть будет несколько разных профессиональных объединений, и участники каждого использует свои атрибуты. Думаю, что если так получится, это пойдет на пользу всей отрасли
— Что, на ваш взгляд, станет показателем успешной деятельности Союза? По каким критериям будет оцениваться эффективность его деятельности?
— Все просто: быть нужным коллегам. Помогать им решать их насущные проблемы. Подчеркиваю: не проблемы компаний, а проблемы их руководителей, это важно. Если получится, можно считать цель достигнутой.

Однако мы понимаем, что эта цель принципиально недостижима. Жизнь не останавливается и всегда несет в себе новое, которое не обязательно видно с позиции сегодняшнего дня. Быть всегда актуальным – я бы так сформулировал состояние Союза. Но это зависит только от его членов. Приносите свои идеи, проблемы, творческие находки в Союз, и он будет жить, помогать развиваться всей отрасли.
— Как смогут взаимодействовать с Союзом те НСТО, которые не будут вступать в его члены?
— Мы все разные, и в этом нет никакой трагедии. Каждый из нас видит свое предназначение, свою идею, свою деятельность по-своему. Основные трудности в объединении отрасли в том и состоят.
Но нет смысла объединять не объединяемое
Те коллеги, которые считают, что их уникальность уникальна в квадрате, кто охраняет свои наработки и уверен, что это дает им супер преимущества, пусть продолжают жить, как считают нужным. Это нормально. Они могут создать свои объединения, быть в Союзе наблюдателями, мы ничего не собираемся скрывать. Те общеотраслевые проблемы, которые намерен решить Союз, также помогут жить всем независимым сервисам, независимо от их принадлежности к каким ли то ни было профессиональным объединениям. Это очень важная позиция. Позиция сильного, в отношении слабого. Мы считаем, что все решения и вся ответственность наша. Никто, кроме нас!
— Каким Вы видите Союз в ближайшей перспективе – через год и через пять лет?
— Очень бы хотелось еще большего доверия, большего взаимопонимания, сближения и единства. В идеале Союз хотелось бы видеть саморегулируемой организацией в лучшем её проявлении. Образцом того, как может работать отрасль, примером как для коррумпированных строителей, так и для не договорившихся юристов.
Made on
Tilda