Актуальность раскрытия информации производителями автомобилей в целях производства работ по восстановлению автокомпонентов – одна из проблематик, ярче прочих проявившихся в результате вызовов нашего времени.
Вопрос поднимается Союзом Автосервисов уже несколько лет. Обсуждение проблемы в Общественной палате РФ в августе 2020 проходило еще в режиме относительной стабильности. Однако сегодня, в эпоху новых реалий, инертность восприятия сотрудников аппарата управления стала чересчур очевидной. Союз Автосервисов продолжает системную работу по донесению важности и острой необходимости принятия политики защиты интересов внутреннего восстановительного производства. В ходе расширенного заседания Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию и Союза Автосервисов в конце июня 2022 г., и затем на Всероссийской конференции «О проблемах, связанных с импортозамещением и параллельным импортом в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры (на примере автомобильного и железнодорожного транспорта, дорожного хозяйства)» 12 июля 2022 г. Дмитрий Даньшов, член Правления Союза Автосервисов, вице-президент международной ассоциации ребилдеров WERC, основатель компании «Механика», опираясь на международный опыт и программу Союза Автосервисов, обосновал в своем выступлении невозможность эффективного решения вопроса промышленного и экономического суверенитета страны только путем финансовых вливаний.
Финансирование само по себе не создаёт производств и не решает, как по волшебству, технических задач. Чтобы обеспечить возможность нормальной, в том числе безопасной эксплуатации автомобильного и тракторного парка, необходимы организационные, законодательные решения, не требующие дополнительных затрат бюджета, но предполагающие профессиональную и компетентную работу чиновников. С этим часто возникают трудности.
Литейное производства компании «Механика» в г. Рязани.
Локализация производства автокомпонентов, качественное техническое обслуживание и ремонт невозможны без доступа к технической информации производителя и софту. Это необходимо для корректного восстановления агрегатов.
Без технической информации невозможна подготовка специалистов. Следует наладить сбор, хранение, систематизацию и использование технической информации. Это колоссальный ресурс, которым мы пока лишены возможности пользоваться.
Что такое техническая информация:
– Информация по ремонту и техническому обслуживанию. Доступ к инструкциям и ПО, необходимый для ремонта и замены узлов и деталей;
– Сведения и методические материалы, необходимые для учебных заведений по подготовке инженеров и техников;
– Информация, необходимая для корректной установки дополнительных устройств и их локального производства;
– Информация, позволяющая использовать, проектировать и производить диагностические и сервисные приборы и приспособления.
Всё это не ново. Стандартная международная практика. Для Европы – Постановление (ЕС) № 715/2007 Европейского парламента и Совета от 20 июня 2007 года.
Наличие технической информации (зарубежный опыт)
ЮАР
Восстановленные агрегаты, готовые к отправке, в том числе в РФ.
Страна двадцать лет находилась под санкциями. На сегодня там наличествует развитая индустрия ребилдинга. Кроме того, ЮАР поставляет в РФ восстановленные детали. Ремонтникам страны доступна информация. Минпромторг считает, что я хуже, чем они, и недостоин информации. От нас скрывают «великие знания белого человека».
У коллег из ЮАР есть доступ к технической информации
Турецкая Республика
Производство агрегатов в Турции, которое в настоящее время технически не возможно в России
Еще не так давно Турецкая Республика даже не была страной всеобщей грамотности, однако за двадцать лет построила автопром и наладила промышленное восстановление и мощное автокомпонентное производство, применив «Закон о раскрытии информации». Статус сервисного дилера предоставляется национальной сертификационной организацией. Не Ford или GM, а национальный оператор, в лице частной ремонтной компании. Турция обеспечивает себя восстановленными агрегатами и является крупнейшим их поставщиком в Южной Европе и на Ближнем Востоке.
Бразилия
Оснащение центров повышения квалификации в Бразилии
Учебные заведения учат по материалам и стандартам производителей. Переподготовку и аттестацию преподавателей проводят производители. Это необходимое условие для подготовки специалистов с актуальными знаниями и навыками. База знаний – основа отраслевой науки и инженерной школы.
Российская Федерация
Минпромторг стремится запретить восстановление рулевых реек, тормозных суппортов, компрессоров в РФ, при этом одобряет покупку восстановленных в Турции и Польше.
Возникает вопрос: мы свою промышленность стремимся развивать? Или польскую и турецкую? Наш ответ однозначный – развивать собственную, нежели заниматься поддержкой чужой.
Главное преимущество техники российского производства на внутреннем рынке – качество по разумной цене. Наряду с низкой ценой эксплуатации, доступностью обслуживания и ремонтопригодности, а также наличие специалистов на местах. Иностранным покупателям российской техники техническая информация доступна. Логично, что техническая информация о зарубежных агрегатах должна быть раскрыта российским ремонтникам.
Владелец компании Retífica Conquista и скрижали тех. информации.
В общемировой практике техническая информация доступна для:
– СТО;
– ребилдеров;
– учебных и научных организаций;
– профессиональных ассоциаций;
– иностранных покупателей российской техники.
Здравый смысл диктует: у российских ремонтников, в том числе независимых, также должен быть гарантированный и беспрепятственный доступ к технической информации.
«Цена и масса изделия должны стремиться к нулю,
а ресурс – к бесконечности!»
Навязанная идеология «одноразового мира», неремонтопригодных изделий ограниченного ресурса категорически вредна. Это диверсия глобалистов в масштабах планеты. Принудительное разбазаривание ресурсов.
В НАМИ был прекрасный опыт — Лаборатория унификации и ремонтопригодности под руководством профессора Буравцева. Пример государственного и общечеловеческого подхода. Российская инженерная школа может создать новый мировой тренд – унификация и ремонтопригодность.
Выводы
Раскрытие, систематизация, доступность технической информации – необходимые условия импортозамещения, обеспечения качественного ремонта и безопасной эксплуатации. Это не только ценный ресурс и поле деятельности, но и необходимое условие подготовки специалистов и сохранения российской инженерной школы.
Нам следует объединить усилия, чтобы принять необходимость доступности технической информации как консолидированную позицию Союза Автосервисов. Чтобы донести эту позицию до сотрудников Минпромторга, Антимонопольного комитета и Минэкономразвития. В качестве прямого требования, зафиксированного в законе.
К сожалению, среди чиновников далеко не все инженеры. И очевидные вещи приходится терпеливо и настойчиво объяснять.
Мы призываем Минэкономразвития РФ обратиться в Экономическую комиссию ЕАЭС с инициативой издать специальное постановление о гарантиях раскрытия автопроизводителями технической информации, зафиксированное в Пакете изменений №3, и внести его в Технический регламент. По примеру Европейского Союза и других промышленно развитых стран. Союз автосервисов готов предложить проект документа.
Союз автосервисов настойчиво предлагал ввести законодательные нормы по раскрытию технической информации с момента своего основания. Сейчас, в условиях санкций, реализовать эти нормы сложнее. Но сделать это, тем не менее, категорически необходимо.