Маркировка товаров.

Зачем и кому это нужна маркировка товаров, и при чём тут Союз? Коснётся ли маркировка автосервисов? Сможет ли маркировка победить контрафакт? Оборудование для работы с маркированным товаром. Влияние маркировки на конечную стоимость. 

Если товар подлежит маркировке, на каждую единицу товара производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на этикетке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.
Ставить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар без маркировки считается контрафактным. Дальше каждый участник системы торговли должен считывать марку специальным сканером, который отправляет данные о нем в систему.

Честный знак

Руководящий документ – постановление Правительства

Проект Постановления Правительства Российской Федерации “О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей” (подготовлен Минпромторгом России 03.05.2024)

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56891168/

“Провести с 1 сентября 2024 г. по 31 августа 2025 г. на территории Российской
Федерации эксперимент по маркировке средствами идентификации отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей”
Маркировать планируется товары, которые соответствуют таким кодам ТН ВЭД ЕАЭС:

  • 2710 19 820 0 — моторные масла, компрессорные и турбинные смазочные
    масла;
  • 2710 19 880 0 — масла для шестерен и редукторов;
  • 3403 19 100 0 и 3403 19 900 0 — средства из позиции 3403, которые содержат
    нефть или нефтепродукты из битуминозных пород (например, смазки для ТС).
    Речь идет о продукции, где не в качестве основного компонента есть 70 мас.%
    или более указанных веществ, а также о прочих средствах;
  • 3403 99 000 0 — прочие средства из позиции 3403, в которых нет нефти или
    нефтепродуктов из битуминозных пород;
  • 3819 00 000 0 — тормозные гидравлические жидкости и прочие готовые
    жидкости для гидравлических передач, которые не содержат или содержат
    менее 70 мас.% нефти или нефтепродуктов из битуминозных пород;
  • 3820 00 000 0 — антифризы и готовые антиобледенительные жидкости.

Что уже маркируется?

Зачем и кому это нужно и при чем тут Союз?

Союз – освещение ситуации с контрафактом по маслам. Более десятка интервью и публикаций в СМИ за 2023 г. Активное взаимодействие с маркетплейсами.

Коснется ли маркировка автосервисов?

Варианты передачи информации о выбытии товара.

Вариант №1

Производитель -> Дистрибьютор -> Локальный склад -> Автосервис -> Клиент (выбытие)

Вариант №2

Производитель -> Дистрибьютор -> Локальный склад -> Автосервис (выбытие-> Клиент

Вариант №3

Производитель -> Дистрибьютор -> Локальный склад -> Клиент (выбытие-> Автосервис

Отношение коллег по отрасли к контрафакту

Подавляющее большинство экспертов рынка против контрафактной продукции.

Интерпретация комментариев в СМИ

Пример типичного искажения высказывания:

“Маркирование может снизить объем контрафактной продукции”

В СМИ:

“Союз поддержал маркировку”

Нагрузка на предприятие

Дополнительный учёт

Оборудование для работы с маркированным товаром

Более половины опрошенных либо уже работают с маркированным товаром, либо принципиально готовы к работе с таким товаром. 

Возврат маркированного товара

Влияние маркировки на конечную стоимость

Если исчезнет контрафактное предложение, безусловно, пропадут цены по 1900 рублей за 4л 5W30 импортных топовых масел. Это может быть воспринято потребителем как рост цен.

*Интернет-предложение одного из ведущих маркетплейсов на 15 мая 2024 г.

О маркировке

ЦРПТ генерирует коды маркировки – их производитель или импортер должен заказать и оплатить. Стоимость одного кода – 60 копеек с учетом НДС. Исключение – жизненно необходимые лекарственные средства стоимостью до 20 рублей. Для них коды бесплатные. 

“Честный знак”

Разработкой и поддержкой всей системы занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Для самой системы и кодов маркировки разработан бренд: “Честный знак”, которая, как следует из названия, обеспечивает прозрачность и честность процесса перед конечными потребителями.

Система работы с данными серьёзная. 2,7 млн транзакций в день.

*данные с сайта системы "Честный знак"

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕСТВЕННОСТЬЮ “ОПЕРАТОР-ЦРПТ”. Дата регистрации – 19 июля 2017 г. Уставной капитал 100 млн. рублей. 

*По данным аналитических систем

Вывод по влиянию на цену. Основой увеличения цен может оказаться исчезновение дешевых контрафактных товаров. В восприятии потребителя это будет означать что “цены выросли вдвое”. Хотя на те же самые честные товары рост цены после ввода механизмов контроля с использованием марок может находится в пределах одного процента. 

Ответственность

Подробнее – на сайте “Честный знак”.

Непредоставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений, предусмотренных правилами маркировки товаров, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт товаров с поддельными кодами маркировки.

Победить контрафакт

Сможет ли маркировка победить контрафакт?

Вывод по результативности ввода маркировки. Часть рынка будет очищена от контрафакта. 

*С сайта "Честный знак"

Текущие средства отслеживания товара

  1. Сертификат соответствия
  2. Знак РСТ
  3. НГТД (10013160/151121/0715333)
  4. Номенклатура в чеке

Работа с номенклатурой в чеке по данным ОФД.

Риск использования маркировки в иных целях

Если у вас есть что добавить или обсудить – пишите в Круглый Стол Союза Автосервисов.