Проект Союза Автосервисов «Параллельный импорт»

Параллельный импорт это вообще что?

Это импорт товаров в РФ компаниями, не обладающими правами на товарный знак производителя товара. Суть запрета в том, что ввоз товара через таможню РФ разрешён только тем организациям, которые уполномоченны владельцем товарного знака. Начало практики положило громкое дело с «незаконным» ввозом Porsche Cayenne. Автомобильный прецедент через некоторое время был распространён на любые товары, в отношении которых производитель заявил такие права.

Что случилось с запчастями?

Многие автопроизводители и производители запчастей воспользовались правом защиты интеллектуальной собственности. Долгое время поставка запчастей под известными брендами была возможна только уполномоченными представителями. В начале 2022 года возникли сложности с импортом автомобильных запчастей через традиционные каналы дистрибуции. Бóльшая часть альтернативных каналов к этому моменту не действовала в связи с запретом «параллельного импорта». поставки остановились, возникли условия потенциального наступления дефицита.

Всё разрешили, за что тут бороться?

12 марта вышло Постановление №353, которое формально сняло ограничения на параллельный импорт.

СМИ сразу отрапортовали, что Параллельный импорт разрешён, ура! Тем не менее, Перечень, в котором перечислены бренды и товарные группы, для которых действует разрешение, хоть и был подписан 19 апреля, опубликовали только 6 мая.

Бренды производителей запчастей для параллельного импорта
Вот весь список брендов, которые вошли в основной «запчастной» 87-й код ТНВЭД.

После анализа перечня, стало ясно, что далеко не всё, к чему «привык» рынок, попало в список. Отсутствовали многие afermarket — бренды и важные коды ТН ВЭД. А это значит, что параллельный импорт для запчастей по-прежнему не работает.

4 августа 2022г. Вышла вторая версия перечня товаров, доступных для параллельного импорта. В список вошли многие ключевые бренды производителей запчастей, большинство из которых были предложены Союзом ещё в мае. Фактически, с этой даты начат отсчёт работы разрешения для atermarket-запчастей.

Зачем сертификация, если всё разрешили?

Но бренды и коды ещё не вся проблема. Дополнительным препятствием на пути товара стала сертификация. Вернее, необходимость использования сертификатов компаниями, прав на которые у них нет. Автомобиль и его части являются «источником повышенной опасности», для эксплуатации которых требуется получение сертификата соответствия. Без сертификата невозможно ни прохождение товаром таможенных процедур ни перепродажа или установка запчастей на автомобиль. Несмотря на то, что все известные бренды имеют сертификат соответствия, его использование возможно только самим заявителем или лицом по доверенности от заявителя сертификата. Разрешение на ввоз того или иного бренда не означало автоматическое разрешение на использование сертификата. Как следствие, инспектора требовали доверенность, а груз не допускался в выпуску на территорию РФ.

21 июля 2022 г. вышли изменения в приложение к постановлению, из которого таможня узнала, что… (читать подчёркнутое красным)

Т.е., теперь товар, на который у заявителя нет доверенности на сертификат, может быть выпущен с таможни. Вместе с тем разъяснений о том, что делать с продукцией выпущенной в обращение не поступило.

Эффекты от введения параллельного импорта.

  1. Предотвращение дефицита запчастей.
  2. Предотвращение приостановки в эксплуатации транспорта.
  3. Сохранение рабочих мест в отрасли от дистрибьюторов и магазинов до автосервисов.
  4. Потеря владельцами бренда контроля за сбытовой сетью.
  5. Увеличение волатильности цен на аналогичные товары.
  6. Изменения состава дистрибьюторов: появление новых и уход с рынка исторических игроков.

Этическая составляющая. Что с правами?

Безусловно, прежде чем встать на путь защиты существования параллельного импорта, мы задались вопросом, насколько это этично в отношении правообладателей. С одной стороны, это отказ от защиты интеллектуальных прав. С другой, всё то время, когда бренд не находится на территории страны, другие бренды получают беспрецедентную возможность захвата доли рынка. Мы провели консультации с представителями крупных брендов. Большинство выразило согласие с тем, что присутствие оригинального товара для бренда скорее позитивно. Неофициально некоторые бренды, даже готовы поддерживать собственный товар. В том числе: способствовать поставкам товара через третьи страны и принимать претензии по гарантии. Важно, что и Союз и представители Минпромторга поддерживают временность механизма параллельного импорта. Перечень будет изменяться в соответствии с текущей ситуацией. А в момент возврата к прежней ситуации брендам не придётся начинать с нуля.

При чём тут Союз Автосервисов?

С этим всё просто. Нет запчастей — нет ремонтов. Ни один сколько-нибудь серьёзный ремонт транспортного средства не возможен без запчастей. Это причина, по которой правление Союза Автосервисов приняло решение начать работу по проекту параллельного импорта.

Что сделал Союз?

  1. В марте-апреле 2022 г. была собрана инициативная группа.
  2. Было проведено несколько консультаций с представителями государственных органов.
  3. Союз подготовил и отправил в соответствующие ведомства документы*, которые должны были помочь государственным органам предпринять правильные шаги в направлении стабилизации ситуации.
  4. В Торгово Промышленной Палате РФ был сделан доклад с описанием текущей ситуации и предлагаемых шагов.

Доклад Плисова ИВ в ТПП РФ 12 июля 2022г.

* Рекомендательные документы включали в себя перечень брендов и кодов ТНВЭД. Чтобы список не представлял интересы какой-то из групп интересов, за основу была взята аналитика ADAK. В список попали бренды, с максимальной долей рынка за предыдущий год.

Ситуация с параллельным импортом по состоянию на август 2022г.

  1. От ФТС ожидаем разъяснений относительно использования сертификатов для товара, выпущенного в обращение на территории РФ.
  2. 4 августа опубликована вторая версия перечня брендов и кодов ТНВЭД для параллельного импорта.