Обсуждение внедрения маркировки «честный знак» для моторных масел

📆 16 мая состоялось онлайн обсуждение внедрения маркировки «честный знак» для моторных масел и еще ряда продуктов с возможным дальнейшим расширением на запчасти в целом.

📝 Презентацию подготовил Илья Плисов, активно участвовал в разговоре Роман Гуляев. Присоединилось к эфиру до 20 участников

 

Илья Плисов, в рамках презентации, тезисно.

– Эксперимент по маркировке моторных масел начнется в сентябре. Масла – топ в подделке, это объясняет внимание к ним.

– «Союз Автосервисов» уже провел немало работы по теме, в т.ч. пробовал общаться с маркетплейсами… и там все глухо, нет готовности и даже намерения бороться с подделками.

– На сегодня понятны варианты движения товара и точек выбытия из системы «честный знак»; на слайде приведены 3 варианта, для СТО два верхние ближе всего. Это – товар продан в техцентре клиенту или товар выбывает из системы ЧЗ на момент его закупки техцентром. Еще есть время выбрать лучший вариант, аргументировать и изменить порядок в конечной практике. Это важно: касается начисления НДС, процедур возврата и не только.

– «Союз Автосервисов» по теме провел ряд опросов в чате. В т. ч. хотелось понять, какая доля СТО зарабатывает, сознательно ставя на а/м клиента подделку. Из членов Союза таких ничтожно мало.

– Маркировка ЧЗ для СТО означает ряд расходов и усложнений в процессах: закуп нового оборудования, доп. учет, обновление ПО. Важно понимать, что учет ЧЗ ведется не просто по артикулу, а по конкретной единице товара (банке масла).

– По опросу Союза готовность к маркировке уже все есть у тех, кто работает с шинами; полностью не готовы работать с таким товаром 10% ответивших (вероятно, это очень малые предприниматели – Плисов).

– Возврат маркированного товара – это головная боль, обратная проводка предполагает снова «ввод» в систему уже выбывшего товара, и делается это вместе с поставщиком техцентра.

– Обсуждалась цене вопроса в отрасли. Согласно финансово-экономическому обоснованию, приведенному в проекте закона – «не требует доп. расходов из бюджета». А по сути затраты возникнут у самого ЧЗ (структура огромна и делает сейчас 2,7 млн транзакций в день), а еще у участников отрасли. Илья Плисов оценил «Честный знак» как «очень крутую систему» с высокой цифровизацией; оборот в 2020 – 16 млрд руб., свежее нет данных.

– Обсудили перемены в восприятии потребителя: когда исчезнут дешевые подделки, для взгляда постороннего цена вырастает вдвое. Есть и такой эффект.

– Говорили о средствах отслеживания товара сейчас. Их много, это сертификат соответствия + знак РСТ + НГТД (номера гос. таможенной декларации) + номенклатура в чеке. Перечисленные меры не помогли победить контрафакт…. Так давайте – предложение в ходе эфира – сократим число вариантов отслеживания со вводом честного знака!

 

🖊️ После презентации было обсуждение.

– Роман Гуляев в ответ на вопрос о возможных проблемах в малых городах дал аргументацию – нет, не возникнет; это заблуждение, пищевая розница уже справилась, все работает, в т.ч. по пиву и даже разливному в ничтожных забегаловках.

– Была высказана надежда: если ЧЗ сможет «дотянуться до каждого гаража», тогда черные ремонтники покинут рынок или пройдут относительное обеление.

– Слушатели признались, что для многих новое – это план по маркировке не только масел, но тормозной и трансмиссионной жидкости, стеклоомывающей.

– Был комментарий по организации маркировки на производстве: она означает установку доп. линии оборудования. Например, светоотражающий жилет в ближайшее время станет маркирован. Он стоит 200 руб., сколько станет стоить летом – пока даже примерно нет данных…

– Был поднят вопрос на перспективу – как быть с импортным контрафактом через параллельный ввоз? Если товар уже оттуда подделка, получается, он свободно войдет в систему? Пока нет ответа нет; многое будет решаться поэтапно, при входе в тему маркирования з/ч, там возникнут свои сложности, их окажется немало.

– Был вопрос от магазина, розница: что делать с разливным бочковым маслом? Ответ –«Пиво похоже на моторное масло», сказал Илья Плисов; значит, отчет идет по литрам, система сверяет емкость бочки и число литров, взятых из нее.

Важно: сейчас любой предприниматель может написать в «Честный знак», чтобы присоединиться к эксперименту и таким образом не только узнать ответы на свои вопросы, но и повлиять на эти ответы!