Открутилась гайка рычага. Кто виноват?

Чат Круглый Стол Союза Автосервисов является площадкой, где все участники могут делиться опытом, советами, а также получать технические и юридические консультации.  Часть вопросов решается быстро и просто, а некоторые вызывают активное обсуждение. Так получилось с обсуждением ремонта автомобиля Лада Калина, когда через 13 дней после ремонта

открутилась тефлоновая гайка, которая крепит шаровую к рычагу.

Гайка установлена новая, шла в комплекте с шаровой. Необходим ремонт: крыло (загнуло), шаровая опора левая (повреждена резьба на пальце) и тормозной шланг передний левый (растянуло при вывороте колёса, могли возникнуть разрывы на внутренней оболочке шланга). После ремонта прошло 13 дней и пробег 899 км. Насколько возможно, что виноват механик?

Ответ от эксперта Союза Автосервисов

Если механик откручивал гайку и не было рекомендаций её заменить, то весь расход суд присудит сервису. Из хорошего — все живы.

Что делать?

С клиентом: возмещать ущерб и возвращать на следующие ремонты.

Внутри: обсудить с сотрудником, показать проблему. Проговорить кейс со всем коллективом. В разговоре напомнить меру ответственности и сервиса и личную.

Хорошо, что была установлена новая гайка. Но в таких случаях установить причину не представляется возможным. Варианты:

  • Несоответствующее усилие затяжки и
  • Брак гайки: будут истолкованы в пользу клиента.

Вариант

  • Клиент сам что-то поломал – не будет рассмотрен.

Мнения участников чата

Коллеги, до тех пор пока вы будете думать как "отмазаться" от выполнения гарантийного ремонта, вместо того чтобы думать о том как отладить процессы внутри сервиса для выполнения работ надлежащим образом с выполнением гарантийного ремонта, отношение клиентов к нашим механикам останется на уровне дворников. Повышайте эффективность и производительность труда, именно это залог развития. 
Причина в том, что исполнитель работ несёт ответственность и за проделанную работу и за материалы. Вывод в любом случае причина в сервисе, а не в дорожных условиях или клиенте. 
Пока вы будете тратить время на разборки и суды, другой отладит процессы и клиенты перейдут к нему, а вы останетесь с судами, а не с клиентами.

Участники чата активно обсуждали что произошло с шаровой опорой, как могла открутиться гайка. 

Возможен ли был наезд на препятствие гайкой, если гайка расположена крепежом вниз? Вместо фотографии поврежденной гайки, были представлены фото рычага и шаровой были из Интернета. Но, обсуждать конкретную поломку по фотографии детали из сети – не то, на основании чего можно делать выводы. 

Как видно из опроса: 57% голосов было отдано варианту “Механик не прикрутил или прикрутил не так”. 11% не исключают вариант, что гайка была бракованная.

Так как машина уже была собрана, есть только фотография опоры.

Судя по отсутствию разрушения в месте выхода резьбовой части из гайки, удара в болт шаровой не было. В то же время видим разрушение резьбы в месте контакта с рычагом. Так выглядит резьба если шаровая не закреплена.

Реалистичный сценарий для такого характера повреждений:

Гайки не было с самого начала. Шаровая выпала из рычага на большой неровности дороги. Но, как говорит представитель автосервиса “Автосоюз”, Евгения Глазкова, гайка, скорее всего была. Маловероятно, что автомобиль без гайки мог проехать почти 900 км.

Что могло открутить неоткручивающуюся гайку? Любая крутильная нагрузка, при условии нерабочего вкладыша-фиксатора (брак) или некорректной затяжки. 

Скорее всего так. А может и вообще забыли про нее. Клиенту мы сразу сделали по гарантии. Хотелось понять правильно ли приняли решение. Теперь понимаю, что да.
Евгения Глазкова
Член Союза Автосервисов

Часть участников обсуждения прошли долгий путь принятия.

Мнения экспертов Союза Автосервисов

Глядя на фотографию опоры, можно сказать, что посадочный конус внутри поворотного кулака поврежден. Если конус поврежден, то новая шаровая опора не будет зафиксирована надлежащим образом в поворотном кулаке. Со временем может разболтаться, точно так же вырвать гайку. Надо обязательно проверить состояние конуса в поворотном кулаке. Если конус поврежден, надо заменить поворотный кулак. Еще добавлю. Гайка в этом соединении является страхующим элементом конструкции. Нагрузку на себе несет соединение "конус в конус". Есть ли опора не фиксируется своим конусом в конусе поворотного кулака, то гайка в этом соединении нагрузку не удержит и обязательно отвернется или оторвется.
В этом соединение гайка служит для создания натяга в соединении «конус конус» и сохранении этого натяга. Нагрузки на себе гайка не несёт.
photo_2022-10-07_13-21-38
Александр Михайлович Пахомов
Председатель Правления Союза Автосервисов

Александр Михайлович все правильно написал - гайка является только "стопором", ограничивающим выход конуса шаровой из конуса рычага, всю нагрузку "держит" конус шаровой. Необходимо было сделать сразу же при возврате авто: 

1. Проверить (взять новую шаровую) состояние конусного отверстия в рычаге вставить ее туда плотно и попытаться покрутить. 

2. Если гайка сохранилась, то хорошо изучить ее нижний торец - там, где она "упирается" в рычаг - если поверхность не плоская, а с закругленными краями, то скорее всего гайка либо не была затянута с нужным усилием, либо была поставлена старая гайка, поскольку при ослаблении натяга конуса гайку сначала "раскачивает" на резьбе и только затем срезает резьбу и "стаскивает" гайку с резьбы шаровой. Дело в том, что шаровая из рычага просто так не выскочит даже при ослабленной гайке - будут вполне слышимые стуки от биения конуса шаровой о конусное отверстие в рычаге. Шаровая может сразу выскочить из рычага только в одном случае - гайка вообще отсутствует. Как я понял, ничего этого проверено не было, поэтому.... сейчас только гадание....

И еще - в том случае, если гайка, либо была затянута с меньшим усилием или вообще не была затянута, то на конусе шаровой в обяз. порядке останутся следы его "биения" об конус в рычаге, следы останутся и там, и там. Так вот, если таких следов нет, то значит авто не передвигалось с открученной гайкой длительное время (ну уж никак не 800км), а гайка была отвернута кем-то перед заездом в автосервис (ну или ранее незадолго кем-то умышленно) - это повод задуматься автосервису и сделать нужные выводы. Эксперт трассолог влегкую определит наличие/отсутствие таких следов.

В этом кейсе клиент оказался справедливым и потребовал только устранения ущерба, связанного с качеством работ. Но, есть другой кейс, где клиент требует больше.