Порвалась цепь привода ГРМ

Как отличить фальсификат от оригинала? СТО “Дилижанс” провели техническое расследование инцидента, когда через 700 км пробега порвалась цепь привода ГРМ. Рассказ от первого лица, председателя Правления Союза Автосервисов, Александра Михайловича Пахомова.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Вот и Дилижанс, несмотря на свою экспертность, по полной программе «вляпался» в подделку. Неоднократно обсуждали это зло сегодняшнего дня, принимали меры контроля, учили сотрудников отдела запчастей отличать фальсификат и вот он, что называется, пришел.

 

Через 700 км пробега после замены порвалась цепь привода ГРМ в моторе DETA автомобиля AUDI Q5. Отягчающим обстоятельством является то, что клиентка поехала в отпуск в Абхазию, но дальше Твери из Петербурга не уехала. Несмотря на критичность ситуации, она при телефонных переговорах только один раз поговорила на повышенных тонах, но потом переговоры перешли в конструктивное русло. Большое ей спасибо за понимание, иначе наши потери были бы значительно больше. Она забрала автомобиль из дилерского центра и согласилась отправить его эвакуатором обратно в Петербург. Спасибо коллегам из Автотехцентра Евросервис из Твери,
которые приняли автомобиль от дилеров, помогли в переговорах. Наши потери уже на эвакуацию составили 62 000 рублей. Предстоит оплата арендованного
автомобиля 28 дней по 4000 за день и собственно ремонт двигателя. Клапаны
загнуты, головку снимать и ремонтировать. Четыре автомобиля с такими же цепями отозваны и цепи им будут заменены бесплатно.

Сегодня мотор разбирался, состоялось техническое расследование инцидента. К механику претензий нет никаких, все болты закручены, все на своих местах, ошибок нет. Башмаки успокоителей имеют характерные канавки для работы с одной оборванной пластиной из четырех в звене. Соответственно, в поддоне куча капроновой стружки.

Мы уже видели такие случаи у коллег в 2019 году, были экспертами в том споре с клиентами, по случайному совпадению тоже женщинами. Уладили тогда как могли. Тогда цепь порваться не успела, но стружка забила маслоприемник, и мотор по масляному голоданию показал «руку дружбы».  Покупался  контрактный мотор.

Времени прошло много, теперь цепь того же изготовителя прилетела к нам от проверенного поставщика, с которым мы работаем более 10 лет. Мы понимаем их сегодняшнее положение, но разделить ответственность обязательно попросим после выходных. Расскажу, какой будет результат. Так что,  рекомендации покупать у проверенного поставщика не работают. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. J

По сути.

У нас на складе есть цепи трех поставщиков. Две – по упаковке оригинал, одна – в упаковке FEBI.

 

Сразу скажу, что поддельная левая, что была в синем пакетике. Без знания тонкостей маркировки Фольксвагена вряд ли по этикетке можно идентифицировать подделку. Оригинальные цепи изготавливает IWIS. Феби никогда не скрывали, что они упаковывают продукцию именно этого производителя. С ними мы работаем уже много лет и кроме слов благодарности этому бренду за качество и конструктивное взаимодействие ничего другого сказать не могу.  Сожалею, что теперь прямого торгового контакта нет.

Теперь, чем отличаются сами цепи.

При тщательном рассмотрении отличий набралось достаточно.

1. Маркировка

На поддельной цепи кроме часто встречающегося слова MORSE ничего нет. Мы, конечно знаем, что цепи этого типа изобрели братья Morse, но нас старательно убеждают, что это именно она.

На оригинале и Феби тоже есть это слово, но гораздо реже и, что самое главное, не так отчетливо. Это связано с тем, что после ударной маркировки «правильные» цепи по плоскости шлифованы, и наплывы металла, вызванные штамповкой, вокруг букв, убраны. Полагаю, это сделано не для того, чтобы мы могли их отличать, а потому, что только после шлифовки толщина всех звеньев одинакова с большой точностью. Поэтому, на правильной цепи слово MORSE едва читаемо и в некоторых местах напоминает каракули.   Вот так. Я сложил цепь, чтобы на двух звеньях были видны остатки штамповки.

Или так

И, самое главное.
На правильных цепях есть лазерная маркировка, которая встречается на цепи один раз.  Она определяет марку цепи, завод-изготовитель, дату производства и другую служебную информацию. Вот два образца.

Циферьки разные, но суть понятна.
Это, пожалуй, самый явный отличительный признак.

2. Из других признаков, отличимых без дополнительных приборов, можно назвать:

  • наличие больших зазоров у поддельного изделия. Между пластинами одного звена местами можно даже вставить ноготь взрослого мужчины. J
  • На глаз заметны скругления краев пластин, оставшиеся после штампа и не убранные шлифовкой.
  • Возможность скрутить цепь на гораздо бОльший угол на той же самой длине.

Это говорит о том, что при изготовлении поддельной цепи не использовались технологии, обеспечивающие необходимую точность. Для того, чтобы такая цепь при сильном разбросе размеров могла оставаться подвижной, у всех ее деталей зазоры увеличены.

Глядя на место слома, можно сказать, что применена углеродистая сталь сквозной калки, все детали закалены до твердости не менее 45 единиц Роквелла. Правильную цепь мы не рвали, сказать что-то о ее материале не можем. Вполне можно отдать в лабораторию и совершенно точно определить марку стали той и другой.  Если бы было возможно найти производителя и предъявить ему претензии, то сделать все эти анализы для Дилижанса не представляет трудностей. Однако, я уверен, фальсификатора найти не удастся. Судя потому, что мы видим фальсифицированные цепи этого производства на рынке уже по меньшей мере 4 года, никому это сделать не удалось.

3. Немного рассуждений о причинах обрыва

Конечно, может быть виновен материал и термообработка. Но нам известен случай, когда фальшивая цепь работала на двух пластинах при двух оборванных в одном звене и они длительное время держали эксплуатационную нагрузку. Поэтому претензии к прочности материала пока оставим. Наиболее вероятной причиной следует считать разбег межосевого размера между центрами отверстий пластин одного звена. Тогда механизм разрушения следующий. В каком-то из звеньев собраны пластины так, что одна пластина с наименьшим межосевым размером несет нагрузку. Когда она не выдерживает и рвется, то следующая по размеру берет на себя всю работу. И так по очереди, пока не оборвутся все. Уверенности этой версии добавляет тот факт, что мы видели оборванными только те звенья, где пластины стоят вплотную и рядом. Звенья с наружными пластинами оборванными не попадались. Там разница в межосевом размере влияет меньше из-за большой базы.

В заключении хочу сказать, что технологических тонкостей, которые на семинарах FEBI нам рассказывали и показывали Александр Сосновский и Дмитрий Хлудов, большое количество. Например, хонингование отверстий, или покрытие штифтов. Шероховатость пар трения и перпендикулярность поверхностей. Требование к ресурсу оборудования штамповочного производства и прочие тонкости. Влияет все и все не зря. Поэтому любое упрощение конструкции или технологии отзываются нашими материальными потерями. Ведь мы отвечаем перед потребителем как за качество нашей работы, так и за качество запчастей. Напомню, что за давальческие запчасти мы тоже в ответе.    

Александр Михайлович Пахомов

Председатель Правления Союза Автосервисов
Генеральный директор ООО "Дилижанс"