Гармонизация стандартов безопасности колёсных транспортных средств России и Китая

📃 Отчёт Дмитрия Даньшова, члена правления Союза Автосервисов, о посещении круглого стола по теме «Гармонизация стандартов безопасности колёсных транспортных средств России и Китая».

📆 18 апреля 2024 года в Общественной палате состоялась эта встреча. Ее соорганизатором выступал уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей.

О докладах, в порядке выступлений.

 

📝 1 – Андрей Даудрих, руководитель департамента исследований ВЦИОМ. Тема – как и почему россияне предпочитают «китайцев»: готовность к покупке, планы, причины приязни и неприязни. Например – нет запчастей, дорогой сервис, слабая приспособленность к российским условиям, плохая антикоррозийная защита, общее низкое качество, малое число готовых обслуживать СТО. Отметил и слабую техническую составляющую: двигатели, трансмиссии и прочие агрегаты/системы недостаточно мощны, надёжны и удобны. Но даже так 25% россиян планируют в ближайшие 5 лет замену автомобиля, из них 19% рассматривают как вариант приобретение китайского. Итого – китайцам есть, за что бороться.

 

📝 2 – Александр Цыпин, директор стратегических проектов общероссийской общественной организации «Российско-азиатский союз промышленников и предпринимателей». Предложил создать 2 рабочие группы по гармонизации техстандартов и требований. Они во многом сходны, но для полного соответствия нужны некоторые усилия.

 

📝 3 – Вячеслав Тутаев, начальник отдела стандартизации сектора промышленности управления стандартизации Росстандарта. О чем говорил: откуда происходят стандарты, как формируются, какие имеются виды – государственные, отраслевые, предприятий, общественных организаций.

Отметил, что, поскольку и наши, и китайские стандарты происходят от советских корней, в них много общего. Но есть и разночтения: китайские коллеги не входят во многие международные соглашения, на основании которых строилась российская сертификация, поэтому возникают некоторые сложности.

Отметил и фактор цейтнота, когда вдруг в систему стандартизации бросилось огромное количество заявителей от автотранспорта. Возникла «давка», было издано особое распоряжение Правительства РФ, в соответствии с которым принимались временные экстренные меры. Но сейчас «пожарный режим» пора прекратить и заменить на штатный. А это само по себе большая работа.

Спикера после выступления пригласили журналисты ТВ для комментария. Из сказанного им удалось понять: да, по его мнению, стандарты РФ и Китая надо гармонизировать. Но выходить из систем ЕЭК ООН для РФ нецелесообразно – пройдёт какое-то время, восстановятся международная торговля и разделение труда; так или иначе нам в международных соглашениях надо участвовать.

 

📝 4 – Александр Макушкин, и. о.  директора Центра «Оценка соответствия транспортных средств и их компонентов»  ВГУП НАМИ

Нудно «ныл» – надо все сертифицировать; без нас и мышь не проскочит.

 

📝 5 – Павел Бурьянов, генеральный директор «Инфо Тех Развития» – структуры, которая помогает провести документы автопроизводители или авто импортёров через игольное ушко НАМИ.

Говорил о большом беспорядке в документах. Подаёт их кто попало – и производители, и дилеры; иногда от разных компаний. Соответственно, расходы несут все, а сертификацию может пройти только кто-то один. Товар нельзя сертифицировать более 1 раза; таким образом наши китайские коллеги сталкивают дилеров лбами, путают и вводят в дополнительные расходы.

Также отметили путаницу в смысле комплектации – документы подают на одну комплектацию; пока автомобиль сертифицирует, комплектация меняется; пока поступает реальная партия, она ещё раз меняется… так давайте за каждым китайским автомобилем закрепим отдельный паспорт и все в нем пропишем.

 

📝 6 – Денис Нечеталюк, руководитель департамента ООО «Рулог».

Эта компания, которая снабжает продуктами «Вкусно и Точка». Спикер говорил о том, что сейчас высока неопределённость в смысле поддержания автопарка. Техника и так состарилась за время ковида, а теперь надо покупать китайскую, и непонятно, какую брать. Предлагаемая техника не соответствует стандартам, к которым привыкли сети, плюс нет определённости по срокам поставки. У российских дилеров то дефицит, то в наличии не те модели; нет конкретики в вопросах сервиса и гарантии.

Отсюда резюме: хватит всем мозги конопатить сертификацией, дайте рынку выбор, и поскорее.

 

Из зала тему поддержал представитель строительной компании «Монарх»: мол, нам надо строить, а что покупать из техники – непонятно. Конечно, стандартизация и безопасность важны, но мне надо строить, причём сегодня… а вы бесконечно бумажками перебрасываетесь, хватит уже.

 

📝 7 – Денис Морозов, директор департамента продаж Ингосстрах.

Отметил, что все автомобили продаются со страховкой и есть целый ряд проблем у страховых компаний по китайской технике. Непонятны и перечень запасных частей, и конструктив техники. Отсюда: расчёт страховки по КАСКО становится проблемой; иногда по одному автомобилю может длиться  и 3 дня, вручную. Резюме: давайте нам больше информации по китайским автомобилям; необходимо всё систематизировать и автоматизировать, чтобы мы могли нажать пару кнопок и за несколько секунд получить готовый итог по страховой премии.

 

!!!

📝 8 – Самая информативная и интересная часть всей встречи. Выступали две дамы из компании, которые занимаются переводом технической литературы. Говорили о том, что бум китайской техники начался относительно недавно, что информацию с китайского технически переводить непросто. Специалистов мало. Объём огромный – это инструкции по эксплуатации, по ремонту, плюс большой объём дилерской информации по нормо-часам, по обучению персонала дилера (техническому и по продажам), многостраничные маркетинговые документы.

Из-за дефицита переводчиков процесс затягивается, к нему привлекают людей низкой квалификации. Китайские коллеги видят – и для упрощения (как им кажется) предоставляет материалы на английском. И это – «страх и ужас». То, что написано по-английски, впрямую переводить нельзя, и вместо этого переводчикам приходится писать текст заново, а это вовсе не то, на что они «подписывались».

Резюме от спикеров: большая просьба к китайским партнёрам – предоставлять информацию строго на языке оригинала, то есть на китайском.

В перерыве с этими дамами Дмитрий Даньшов пообщался, визитки взял и в Союз передал.

Кроме того, была возможность как у представителя «Союза Автосервисов» взять слово и высказаться. Примерно вот так: хорошо, что вы подняли столь важные вопросы; мы – (Союз) много лет бьёмся над тем, чтобы техническая информация предоставлялась систематически, чтобы порядок её предоставления был чётко прописан. Это критически важно, потому что существует требования в законе о безопасности дорожного движения о том, что обслуживать и ремонтировать можно только в соответствии с документацией завода-изготовителя А вот порядок предоставления документации совершенно нигде не прописан. Было бы правильно прописать его именно в процедуре одобрения типа транспортного средства. Мы – «Союз Автосервисов» – готовы предоставлять аналитические записки, обобщать и структурировать международный опыт по теме.

Китайская техника, ввозимая на территорию Российской Федерации, в дальнейшем не может поддерживаться в исправном техническом состоянии без участия огромного количества НСТО. Для грамотной работы сервисам необходимо получить доступ к технической информации; у колледжей и ВУЗов, готовящих специалистов отрасли, тоже должна быть соответствующая информация. Об этом удалось сказать в микрофон. Хочется верить, что эти тезисы попадут в итоговый документ.

 

По итогам круглого стола был высказан ряд рекомендаций.

 

✔️ – направить обращение к постоянной российско-китайской рабочей группе по стандартизации, метрологии, сертификации и инспекционному контролю подкомиссии по экономическому сотрудничеству комиссии по подготовке регулярных встреч глав представительств России и Китая с предложением создать подгруппу по координации стандартов в области обеспечения безопасности колёсных транспортных средств.

✔️ – Направить обращение в Совет по науке и инновациям российско-китайского комитета Дружбы, мира и развития, чтобы включить вопросы гармонизации систем технического регулирования России и Китая в план совместных мероприятий.

✔️ – Направить обращение в ассоциацию авто производителей Китая и ассоциацию китайских автопроизводителей России о создании совместной рабочей группы по вопросам технического регулирования и разработки дальнейших мероприятий по гармонизации систем технического регулирования России и Китая. Выработать план совместных мероприятий.

Было сформулировано пожелание «Союза Автосервисов» войти в указанную рабочую группу дважды: высказано публично в микрофон в ходе круглого стола и позже, в личной беседе с организаторами этого круглого стола. Визитки соответствующих лиц собраны))

Кроме того, журналист из издания по российско-китайскому сотрудничеству высказал намерение сделать ряд публикаций по вопросам ситуации с ввозом техники. Визитка получена, согласие участвовать со стороны «Союза» подтверждено.