ОСАГО: ЗАМЕЩЕНИЕ ИМПОРТА ИЛИ ПРАВИЛ?

19 сентября на площадке Общественной палаты РФ прошло обсуждение текущей ситуации с ОСАГО. Несмотря на то, что основная тема была заявлена как «Импортозамещение в ОСАГО», остаться в заданном контексте не смог практически ни один докладчик.

За 20 лет существования системы обязательного автострахования изменения и дополнения выходили достаточно часто, тем не менее ситуация, сложившаяся с автозапчастями с начала 2022 года, сформировала определённые кризисные тренды. Вот только основное:
— Продолжает расти дефицит, особенно оригинальных автозапчастей.
— Сроки поставки по многим запчастям возросли значительно, по некоторым позициям вообще нет гарантий поставки.
— Выполнение ремонта в установленный законодателем 30-тидневный срок зачастую невозможно по вышеуказанным причинам.
— Стоимость оставшихся на рынке оригинальных запчастей заметно выросла, что ведёт к невозможности покрытия страхового ремонта по прежним расценкам.
— Ремонт с использованием запчастей-аналогов (сертифицированных, как это описано у ЦБ) не устраивает многих клиентов, что приводит иногда к конфликтам.

На круглом столе собрались практически все заинтересованные лица. Представители РСА, ведущие страховые компании, Союз автосервисов, а также представители общественности — Всероссийское Общество Автомобилистов и даже главред «За рулём».

Наблюдения и предложения высказывались разные, зачастую даже взаимоисключающие. Члены правления Союза Автосервисов, Плисов Илья и Данилин Станислав сделали доклады по текущей ситуации с ремонтом по ОСАГО «глазами» рядового автосервиса. По теме круглого стола представители Союза перечислили основные трудности, которые препятствуют производителям в ближайшем обозримом будущем локальным производством закрыть недостаток автозапчастей. В основной части ассортимента для иномарок отечественные производители сегодня:
• Не обладают достаточными компетенциями.
• Не имеют соответствующего оборудования,
• Не имеют достаточно квалифицированного персонала
• Не имеют решения вопроса с патентами
• Не собраны в кластеры.
• Не защищены от внешнего рынка.

Ну, а чтобы разговор не остался разговором, Союз предложил в резолютивную часть вынести список предложений для дальнейшей проработки и обсуждения:
1. Убрать понятие «сертифицированные запчасти», ввести «запчасти-аналоги».
2. Отказаться в методике расчёта от процентов. Использовать традиционное понятие – «надлежащего качества».
3. В случае отсутствия новых оригинальных запчастей, входящих в сумму расчёта,
законодательно закрепить
• a) возможность установки запчастей-аналогов и Б/У запчастей.
• b) возможность восстановительного ремонта.
4. В расчётах учесть расходы на логистику и восстановление как Б/У так и аналогов.
5. Дифференцировать стоимость ОСАГО для локализованных и нелокализованных автомобилей.
6. Усилить существующие восстановительные производства, сформировать требования к работе авторазборов и поддержать всю систему циркуляторной экономики.
7. Ввести меры защиты внутреннего производителя от внешнего рынка по уже локализованным артикулам, для чего ввести механизмы поартикульного контроля цен.
Несмотря на все замечания и претензии ко всем участникам системы ОСАГО, нет сомнений, что она останется существовать и вопрос лишь в доработках и времени действия предпринятых мер.

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *